Понедельник
25 Июня 2018
05:42
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ № 165
"Детский сад общеразвивающего вида"
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Музыкальная гостинная »
Меню сайта

Новости
[11 Мая 2018]
«День Победы» (0)
[11 Мая 2018]
«Свеча памяти» (0)
[11 Мая 2018]
Организационное собрание для родителей будущих воспитанников детского сада (0)
[23 Апреля 2018]
Фестиваль «Хрустальная капель» (0)
[23 Апреля 2018]
Инспекционная проверка «Противопожарное состояние ДОУ» (0)

Наш опрос
Воспитание и образование ребенка в детском саду должно быть направленно:
Всего ответов: 24

Форма входа

С праздником!

Статистика

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эстетическое воспитание предусматривает введение дошкольников в мир художественной культуры: знакомство с деятелями культуры и их произведениями, а также осмысление детьми образов искусства. Одной из важнейших задач эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству и формирование художественно-творческих способностей. Все виды художественно-творческой деятельности тесно связаны с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе занятий по ознакомлению с окружающим миром, в том числе с природой, по развитию речи, при чтении произведений, при слушании музыки дети получают разнообразные впечатления, знания, представления, испытывают различные чувства. Всё это составляет основу творчества. Большое значение в осуществлении интеллектуального и нравственно-эстетического воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.

Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию дошкольников определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явление жизни.

Существуют компоненты, специфичные для каждой деятельности. К ним следует отнести способы и средства создания образа. Компоненты определяются спецификой того или иного вида искусства, лежащего в основе художественной деятельности. Так, восприятие (слуховое, зрительное, тактильное) в той или иной деятельности выступает в качестве приоритетного, другие же могут лишь дополнять его: в музыкальной деятельности ведущим выступает слуховое и слухо-двигательное восприятие.

Воображение – это сложный психический процесс, основывающийся на образах восприятия, без которого невозможно осуществление любой художественно-творческой деятельности. Воображение развивается в процессе разнообразных деятельностей, когда дети придумывают дополнения к изображению, создаваемому по заданию педагога, картинку, рассказ, сказку, загадку, движения в танце и т.д. Для развития воображения используют разнообразные игры: словесные, изобразительные, музыкальные и др.

Музыка может использоваться в процессе занятий по изобразительной деятельности для создания хорошего настроения. С этой целью во время занятия может тихо звучать музыкальное произведение, близкое по теме тому, что изображают дети, или просто хорошая спокойная музыка. Взаимосвязь изобразительной деятельности и музыки служит обогащению новым содержанием как одной, так и другой деятельности, способствует формированию более глубоких и осознанных знаний и представлений. Так, образы музыки, театрализованной игры, природы обогащают изобразительную деятельность детей: в их рисунках, например, появляются клоуны, если мы слушаем произведение «Клоуны» муз. Кабалевского, «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» композитора П.И. Чайковского, «Осенняя песенка», слушая произведения П.И.Чайковского «Времена Года». Это обогащает эмоциональный опыт детей, создаёт хорошее настроение, вызывает желание действовать самостоятельно и активно.

Образы предметов и объектов действительности, музыкальных и литературных произведений передаются в разных видах художественной деятельности по-своему, благодаря средствам выразительности (в рисовании это форма, линия, штрих, цвет и т.д.; в игре-драматизации – интонации, мимика, жесты, движения; в музыке – темп, динамические оттенки, ритмический рисунок и др.)

Эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных видах художественно-творческой деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной).

Механизмом интеграции является образ, создаваемый средствами разных видов искусства, художественной деятельности:

– в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения);

– в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация;

– в изобразительной деятельности – рисунок (форма, величина, цвет), лепка (форма, объём, пропорции), аппликация (форма, цвет, композиция);

– в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.

Все художественно-творческие виды деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывают радостное приподнятое настроение, успокаивают, создают обстановку эмоционального благополучия. Формирование творческой личности, создание эмоционально благоприятной обстановки для каждого ребенка, обеспечивающей его духовное развитие, предполагают усиление внимания к эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, развитию его личностных качеств.

Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность – одна из центральных составляющих эстетического воспитания – играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника, которая определяется спецификой музыки как вида искусства, с одной стороны, и спецификой детского возраста – с другой.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности... Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека», – писал о музыке В.А. Сухомлинский. Музыка развивает сферу чувств, способствует самопознанию. Она оказывает одно из самых сильных эмоциональных воздействий на человека: заставляет радоваться и страдать, мечтать и грустить, думать, учит разбираться в окружающем мире, людях, их взаимоотношениях. Она может увести в мир грез, оказаться враждебной, но может оказать и положительное воспитательное воздействие даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны.

Музыка помогает и развивает умения распознавать эмоции, в чем наглядно можно убедиться на следующем примере. Детям заранее раздаются карточки с изображением различных вариантов мимики, отражающей чувство радости, гнева, грусти, удивления. После прослушивания музыкального фрагмента они поднимают одну из мимических карт, которая в наибольшей степени отвечает эмоциональному содержанию мелодии. Совпадение изображения на карточке с характером музыки свидетельствует об адекватности эмоционального восприятия.

Музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на детей, способствует и интеллектуальному развитию ребенка. Слушая музыкальные произведения, ребенок приобретает знания и представления о мире. При слушании музыки дети начинают выделять ее настроение, эмоциональную окраску: радость, грусть. Помогают пониманию эмоционального направления музыки и проводимые с детьми специальные игры и упражнения.

Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие ребенка, ибо музыка несет в себе не только эмоции, но и огромный мир идей, мыслей, образов.

В процессе музыкального воспитания дети познают музыку разного характера (веселая, грустная, медленная, быстрая и т.д.) и не просто познают, а воспринимают и усваивают специфику разных произведений: авторская или народная песня; колыбельная, плясовая, полька, вальс, марш и т.д. Слушая музыку, ребенок ее анализирует, относит к определенному жанру.

Основа формирования музыкальной культуры детей – это сама музыка как вид искусства. Важно, чтобы ее содержание было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях.

Л.C. Выготский писал: «... музыкальное произведение вызывает в человеке, который слушает музыку, целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувств, творческая его перестройка и составляет психологическую основу музыки».

Ядром музыкальной культуры дошкольника является его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности при овладении определенными знаниями, умениями, навыками.

Индивидуальные проявления музыкальных способностей у одних детей выражены очень ярко (что является, конечно, признаком наличия природных задатков), у других – нет. Но это не следует рассматривать как доказательство отсутствия у ребенка музыкальных способностей. Дело в том, что проявление музыкальных способностей зависит и от природных задатков, и от воспитания.

Воспитание музыкальной культуры детей дошкольного возраста невозможно без развития у них музыкальных способностей в процессе музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно, успешнее достигается цель музыкального воспитания. Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования музыкальной культуры.

Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают о природе, о дружбе, как живут люди. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Воспитание любви, заботы, хороших, добрых взаимоотношений, общая деятельность объединяют детей, приобщают ребенка к нравственно-эстетической культуре. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте.

Значение музыкальной деятельности для нравственно-эстетического воспитания заключается и в том, что занятия музыкой проходят в коллективе детей, и это соответствует особенностям детской исполнительской деятельности. К.Д. Ушинский отмечал, что хоровое пение особо сближает всех поющих и объединяет их общими переживаниями в «одно сильно чувствующее сердце». В условиях совместного пения, движений под музыку хорошо чувствуют себя и неуверенные дети. Этим создаются оптимальные условия для развития каждого.

Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание есть не самоцель, а средство разностороннего, гармоничного развития личности. Интерес детей к музыкальной деятельности, имеющий большое значение для всестороннего развития личности ребенка, с годами не ослабевает, а все более увеличивается.

ПОЙТЕ ДЕТЯМ ПЕРЕД СНОМ

Консультация для родителей 

 «Баю-баюшки-баю,

баю милую свою,

 баю славную свою…»

Сколько ласковых слов находит мать, убаюкивая свое дитя. Сколько нежности в пении, обращенном к ребенку!

Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную, он успокаивается, затихает, засыпает. Это первая в его жизни музыка. Она воспринимается малышом с магической силой, потому что исходит от самого родного, самого дорогого существа – матери.

Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевном единении. При такой внутренней настройке слова образы песни проникают в  глубину души маленького существа. Через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постепенно привыкая к повторяющимся интонациям, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью, понимая ее содержание. С колыбельной песней ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах.

В некоторых колыбельных содержаться элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он этот мир будет осваивать сам. Особое значение в песнях уделено колыбели-первому собственному месту ребенка в этом мире.

В колыбельных песнях этого типа утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку нужно утвердится в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире – самое хорошее, его мама – самая лучшая, а дом – самый родной.  Кроме осознания собственного «Я» колыбельная песня знакомит ребенка с пространством окружающего мира.  Сначала это пространство выстраивается вокруг ребенка, как бы противопоставляя теплоту, защищенность дома опасностям окружающего мира. Эти два мира разделены границей, которую не должен переступать ребенок. Она (граница) обозначается понятием «край»

Висит колыбель на высоком крюку.

Крюк золотой, ремни бархатные.

Колечки витые, крючки золотые.

Колыбельные песни слушали не только младенцы, но и дети постарше, которые уже имели самостоятельный опыт познания реальных краев, опыт собственных падений и переступания через край», познавшие обоснованность родительских запретов, связанных с реальным нахождением ребенка на краю чего-либо.

Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи.

Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а   граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающих в жизнь.

Но самое важное в колыбельной песне - это сама материнская нежность, любовь, которая придает малышу уверенность в том, что жизнь хороша и если станет плохо - ему помогут, его не бросят. На этом глубинном чувстве защищенности, базового доверия к жизни будет основан потом жизненный оптимизм взрослого, его желание жить на свете вопреки всем невзгодам. Как неоценимо важна такая уверенность для ребенка, который войдет в наш сложный, противоречивый и обманчивый мир!

Баю, баюшки-баю,

Не ложится на краю,

Придет серенький волчок

И ухватит за бочок,

И потащит в лесок,

И положит под кусток.

А как важна привычка постоянного общения с матерью!

Прекрасно, если она сохраняется в семье и тогда, когда ребенок взрослеет. В такие минуты общения в нежной песне присоединяется рассказывание сказок, историй, задушевные разговоры о самом главном на сон грядущий. А сон, как известно, дан человеку не только для отдыха, но и для глубинной обработки той информации, которая накопилась за день. Поэтому все, о чем говорится перед сном, закладывается глубоко в душу человека и сохраняется там на всю жизнь. Доверительные отношения, которые возникают в моменты такого общения, будут важны для ребенка не только, пока он мал и ходит в детский сад, но и в школе. И даже тогда, когда ваш малыш вырастет, он будет знать, что у него есть человек, который его всегда выслушает, поймет, с которым так приятно общаться и просто положить голову на плечо.

ЛОГОРИТМИКА

Логопедическая ритмика (логоритмика) – один из методов коррекционной работы при многих нарушениях, прежде всего при нарушении развития речи. Связывая воедино слово, музыку и движение, логоритмика способствует всестороннему развитию ребенка. Совершенствуется речь занимающегося, ребенок оттачивает двигательные навыки, учится ориентироваться в мире, преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

  Логопедическая ритмика, выполняемая ежедневно в одно и тоже время, имеет общеоздоровительное действие – перестраивается работа сердечно-сосудистой системы, дыхания, речевой, двигательной и познавательной систем. Основные упражнения, используемые в логоритмике, это:

• ходьба в разных направлениях;

• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

• упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;

• речевые упражнения без музыкального сопровождения;

• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

• ритмические упражнения;

• пение;

• упражнения на развитие мелкой моторики.

     Все перечисленные упражнения проводятся в тесной связи с музыкой – ее эмоциональное наполнение позволяет бесконечно разнообразить тот небольшой набор упражнений, которые способствуют всестороннему развитию ребенка, и в первую очередь, становлению ровной, правильной речи. Вот только несколько игр, которые можно выполнять дома с самым маленьким крохой, подготавливая его речевой аппарат к усвоению родного языка.

1. Покажите малышу, как округлить и вытянуть губы, дуя на легкий комочек ватки (пушинку, мелкую бумажку, одуванчик);

2. В ванной можно замечательно поиграть с корабликами, дуя на них и соревнуясь, чей кораблик уплывет дальше;

3. Пускание пузырей для любого малыша – большая радость, а взрослые должны помнить, что это еще и полезно!

4. Музыкальные инструменты, а особенно класс духовых – еще один способ развивать дыхательную систему и речевой аппарат ребенка, пусть даже инструменты будут поначалу игрушечными;

5. Учите ребенка дышать в движении: на вдох руки поднимаются вверх, а на выдох – вниз. Усложняя это упражнение, добавляйте на выдохе «пропевание» гласных звуков (а, о, у, и, ы, э). После этого можно «пропевать» короткие слова и междометия: дом, кит, сон, ах, ау, эх, ой и др.

6. Спрятав в руке длинную веревочку, предложите малышу вытянуть ее, пропевая в это время звуки. Веревочки могут быть разной длины, чтобы малышу было интересней, насколько долго ему нужно будет петь звук;

7. С помощью музыкальных инструментов проводится следующее упражнение. Ребенку объясняется, что если бубен будет звучать громко, надо потопать ножками, а если тихо – например, похлопать в ладоши, или вовсе стоять не двигаясь;

8. Обязательно нужно «оживить» речевой материал, можно в стихотворной форме, а можно и рассказы.

«Вот поезд наш едет,

Колёса стучат,

А в поезде нашем

Ребята сидят»

- рассказывая это стихотворение, надо «изобразить», как поезд едет, колеса стучат, а ребята сидят (топая ножками, гудя и присаживаясь).

9. Под ритмы музыкальных инструментов можно попрыгать как зайчики, побегать как котята или переваливаться с косолапой ноги на ногу, как мишка.

.  
Поиск

Календарь
«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Полезные ссылки

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • МБДОУ № 165 "Детский сад общеразвивающего вида"
     г. Кемерово © 2018
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz